«Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Евангелие Недели 3-й по Пасхе, о женах-мироносицах)

Когда жены-мироносицы шли ко Гробу Спасителя, они еще не верили в воскресение их Божественного Учителя. Они просто шли, движимые любовью. Им хотелось сделать обычное дело любви в отношении любимого ими Человека. Но их великодушие было вознаграждено сторицей. Женщины первыми удостоились радостной вести о Воскресении Господа.

Через две седмицы после Пасхи, в день жен-мироносиц, Церковь предлагает услышать отрывок Евангелия, который условно можно называть евангелием «о явлении Ангела женам-мироносицам» (Мк. 15:43-16:8). Кроме ликующей радости о Воскресении Христа из мертвых, в нем содержится пример необычайного мужества, великодушия, любви, вознаграждаемой верой.

«…Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» (Мк. 15:43). По традиции, в день жен-мироносиц принято поздравлять всех представительниц «слабой» половины человечества. Однако Церковь в 3-ю Неделю по Пасхе чтит память  еще двух мужественных людей — Иосифа Аримафейского и Никодима. (О праведном Никодиме читаем у Евангелиста Иоанна, глава 19:39). Возможно, подвиг этих двух известныхх в Иерусалиме людей поддерживал и вдохновлял женщин, когда они на рассвете воскресного дня шли ко Гробу Спасителя.

Не страшась потерять богатство и славу, стать ненавистным в глазах других членов Синедриона, Иосиф совершает поступок, созвучный значению его собственного имени. Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) замечает, что имя «Иосиф» обозначает «приношение». «Знаменитый член совета» осуществил лучшее приношение своему Божественному Учителю, — оказал Ему достойнейшую посмертную честь. «Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, — восклицает блаженный Феофилакт, — как достоинство советника нисколько не препятствовало добродетели Иосифа».

«Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба» (Мк. 15:44-46). Таинство Погребения Спасителя, которое совершили Иосиф с Никодимом,  велико и непостижимо. А блаженный Феофилакт каждое их действие наполняет особым смыслом: «Да сподобимся (и мы) принять Тело Иисусово посредством Причащения и положить оное в гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей свое утверждение во Христе.... Да обвием сие Тело плащаницею, то есть примем его в чистое тело, ибо тело есть как бы плащаница души».

«Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк. 15: 47, 16:1). Один из толкователей Святого Евангелия, богослов и педагог, архиепископ Никифор Феотокис (XIX в.), рассуждая о том, за какую добродетель женщины удостоились первыми узнать о воскресении Спасителя, сравнивает поступки «сильной» половины человечества и «слабой»: «Жены от природы бывают слабы и боязливы, часто страшатся тамо, идеже несть страх; жены же Мироносицы, паче женского естества великодушные, и самых еще мужей мужественнее… Ученики, будучи мужами, страшатся; Мироносицы же, будучи жены, дерзают. Те убегают, сии приходят; те рассеваются, сии собираются; те кроются, сии обнаруживаются».

«И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца…» (Мк. 16:2). Воистину, главной добродетелью «слабых и боязливых» женщин было их великодушие. Словом «великодушие» архиепископ Никифор обозначает не природное мужество и бесстрашие, которое может быть свойственно многим от рождения, а именно свойство души, способность преодолевать боязнь, когда этого требует любовь. По этой причине мужество называется матерью многих добродетелей. «Коль удивительная благодать, каковой удостоился великодушный Иосиф! — замечает архиепископ Никифор. — Подобным образом великое и удивительное было великодушие и жен Мироносиц».

«… И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик» (Мк. 16:3-4). Святое Евангелие, как и все Священное Писание, наполнено аллегорическим смыслом. Богослов-священномученик XX века Григорий (Лебедев) придает особое значение тому образу, который являет собой камень, закрывавший вход в погребальную пещеру Спасителя. Когда свет Воскресения просиял во Гробе, мир не видел этого, потому что иудеи и первосвященники потрудились закрыть этот свет камнем. Камень земного мудрствования, «камень забав, увлечений и всякой неправды» продолжает лежать на душе, которая отгораживается от всего возвышенного и святого. Священномученик Григорий призывает:  «Накопи ароматы души, понеси их Христу, как мироносицы несли ароматы помазания. И спадет пелена земного, и облистает тебя Свет Восстания, и с ним ты духовно совосстанешь Христу».

«И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16:5-6). Другой страдалец за Христа XX века, епископ Василий Кинешемский, обращает внимание на два слова, сказанные Ангелом — «Он воскрес». По сути, это первое слово о Воскресении, прозвучавшее на земле из уст Ангела и ставшее впоследствии гимном христианства. «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» По словам епископа Василия, «эти два слова перевернули весь мир, опрокинули и разрушили язычество до основания и создали великую Христианскую Церковь, сильную не столько численно, не столько материальными средствами, сколько своею верою и нравственной мощью».

«Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк.16:7-8). Велика сила природных качеств, заложенных в человеке! На первый взгляд, женская «слабость и боязливость» одерживают верх. Но это была лишь минутная слабость, от которой никто не застрахован. Впоследствии они «возвестили всё это одиннадцати и всем прочим» (Лк. 24:9). А святая равноапостольная Мария Магдалина одной из первых благовествовала о воскресении Христа в Риме, причем, по преданию, самому римскому императору! Такова сила великодушия, делающая из сомневающихся,  робких людей настоящих героев веры. В пасхальные дни Церковь учит нас быть мужественными во всем, что касается дел любви и веры. Ведь наградой за великодушие служит великая пасхальная радость от Господа!

Преподаватель МинДУ

Андрей Ахметшин


Назад к списку