5. «Чтобы мне не иметь жажды» (Евангелие 5-й Недели по Пасхе, о самаряныне)

Cамый радостный и запоминающийся день в году, — день празднования Пасхи Христовой, — уже позади. Но возможно ли сделать так, чтобы его плоды, которые каждому в большей или меньшей степени удалось стяжать в период Великого Поста и радости пасхальных дней, все же остались на весь год?

Сама природа человека убеждает в том, что  основные свойства нашего существа постоянно обновляются, никогда не уходят в тень, не забываются. Мы постоянно мыслим, чувствуем, дышим, испытываем жажду и голод. Питая душу необходимой для нее пищей, можно и плоды духовные сохранить в сердце всегда живыми, не преходящими.

Евангельское чтение 5-й Недели (воскресного дня) после Пасхи посвящено теме духовного голода и духовной жажды. Что есть истинные «пища и питие» для души? Об этом повествуется в евангельском отрывке, известном под  названием — «о самаряныне» (Ин. 4:5-42).

«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» (Ин. 4: 5-6). По учению святых отцов, Господь во время Своей земной жизни был во всем подобен нам, кроме греха, испытывал усталость и жажду. Шестой час по древнему исчислению был временем полудня, и солнце не щадило путников, оказавшихся без покрова спасительной тени.

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:7-9). Колодец, возле которого Господь остановился отдохнуть, был, судя по всему, не обыкновенным источником воды, каких в городе могло быть много. Возле него не толпился народ. Очевидно, он находился за городской стеною. В Библии не говорится об источнике воды, который выкопал Иаков за стенами города. Однако, судя по всему, самаряне почитали его как святыню в память о праотце Иакове, который, согласно Библии, действительно купил часть земли возле Сихема и некоторое время жил там (Быт. 33:18-19).

«Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:10-12). Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) в голосе самарянки слышит не сомнение или иронию, а напротив, утверждающий смысл. «Если, – говорит, – Ты дашь такую воду, то, без сомнения, Ты больше Иакова, который дал нам настоящую воду». Многих толкователей  Святого Евангелия восхищала проницательность и неожиданная глубина веры этой простой женщины. Очевидно, к колодцу Иакова она приходила не ради естественной жажды, а так, как приходят верующие люди к святыне. Исполненная благоговейных чувств, она сразу поняла, что перед ней  великий пророк Божий.

«Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:13-15).  О «живой воде» Иисус учил в Иерусалимском храме, когда говорил: «…Кто жаждет, иди ко Мне и пей». «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин.7: 37-39), —  объясняет святой Евангелист Иоанн Богослов слова Спасителя. Итак, истинное питие для жаждущей спасения души есть принятие Духа Святого, Который ныне в Церкви подается в Таинствах, молитве, богомыслии, совершении добрых дел.

«…Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4: 24-26). После того, как Господь прорек самарянке о пяти мужьях, с которыми она жила прежде, и о шестом, который «не муж тебе» (Ин. 4:18), самарянка еще раз убедилась, что с ней разговаривает не обыкновенный человек. Поражает глубина духовного настроения этой богобоязненной женщины! Недаром именно ей, самарянке, имевшей сомнительное прошлое, но ясный ум и чистое сердце, Спаситель впервые говорит о Себе открыто, что Он — Христос. Этим он вознес веру женщины на апостольскую высоту, после чего она тотчас пошла в город проповедовать народу о необыкновенной встрече!

«…Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:31-34). Если истинным питием для души является Благодать Духа Святого, то пищей, по слову Спасителя, становится «творить волю Пославшего Меня», то есть Бога. Святитель Афанасий Александрийский  (VI в.) с восхищением говорит: « …Сколь великую любовь к людям имеет Божественная Природа, ибо как бы пищей и наслаждением считает для Себя обращение погибших ко спасению».

«…Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:38).  Когда приходит понимание важности миссии, на которую были призваны апостолы, а затем и все христиане, для верующего человека может наступить соблазн почувствовать свое превосходство над прочими людьми. По мнению профессора Александра Лопухина (XX в.), Господь предостерегает Своих учеников: «…Апостолы не должны гордиться своими успехами, как бы результатом только их собственных трудов: эти успехи, прежде всего, есть результат деятельности Бога в мире... С другой стороны, Христос этим и успокаивает апостолов относительно результатов их деятельности: пусть они смело идут в мир».

«И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала…. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:39,42). Самаряне, которые считались «неверными» у иудеев, теперь поставлены  в пример всем народам. Чистым сердцем и открытой душой они быстро обратились к вере. В пасхальный период Церковь учит нас искать истинные «пищу и питие» для тела и души. Их высшее воплощение — в Таинстве Евхаристии, когда душа и тело человека  связываются воедино с Богом.

Преподаватель МинДУ

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 5, 2020.


Назад к списку