«И оставив сети, последовали за Ним» (Евангелие 2-й Недели по Пятидесятнице, о призвании апостолов)

«Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ (видя) напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к», — поется на церковной службе в один из субботних вечеров. В Священном Писании образ моря нередко выступает синонимом самой жизни. Изменчивое, глубокое, полное даров и опасностей.

Евангельское чтение 2-й Недели (воскресного дня) по Пятидесятнице посвящено призванию рыбаков Галилейского озера к апостольскому служению (Мф. 4:18-23). В сравнительно коротком отрывке священного текста подчеркивается, что они оставили все — «сети, лодку, отца», суть их предыдущей жизни.  Неужели для того, чтобы стать христианином, нужно действительно "оставить все"? Или же призвание касалось только апостолов, а не нас?

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы…» (Мф. 4:18). Вся евангельская история проходит вокруг Галилейского моря, символизирующего полную страстей и надежд, непостоянную, как море, жизнь человеческую. Христос пришел в этот мир, чтобы спасти человека от порабощения страстями, вселить надежду вечной жизни, подарить радость богообщения. Однако погружение с головой в чувственный мир, когда за ним не видишь мира духовного, препятствует богопознанию. Насколько мы находимся во власти "бушующего моря", -- каждый решает сам. Кому-то достаточно  перевести взгляд, и мир страстей останется позади. А кто-то, и таких единицы, чувствует в себе призвание полностью посвятить себя Богу, и тогда следование за Христом становится апостольским.

«…И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Как свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов, апостолы Петр и Андрей были призваны Христом еще раньше (см. Ин. 1: 40-51). Поэтому решение «оставить сети», то есть, вступить на путь евангельской проповеди у них уже созрело. Так и Церковь учит не тотчас принимать решения, а с рассуждением, посоветовавшись. Некоторые из апостолов сначала были учениками святого Иоанна Крестителя. Они искали истину и стремились к духовному подвигу. По замечанию исследователя Священного Писания профессора Александра Лопухина (XX в.), выражение «идите за Мною» в еврейской традиции обозначало призвание к ученичеству. Принимая решение, рыбаки осознавали, что с этого момента их жизнь изменится навсегда.

«И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4:20). Многое в учении Христовом аллегорично. Достаточно вспомнить многочисленные евангельские притчи, иносказательно изображающие духовные понятия. Господь и здесь произносит таинственную фразу: «Я сделаю вас ловцами человеков». Раньше апостолы закидывали сети в море, чтобы от материального получить пропитание для материального тела. Теперь им предстояла духовная работа, -- помогать людям выпутываться из сетей безбожия и всецелой привязанности к земле. Они «закидывали сети», и тут же их оставили. Может ли сравниться материальное и духовное, временное и вечное? Рыбаки почувствовали призвание "оставить все", и так получили жребий апостольского служения.

«Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их» (Мф. 4:21). Известный толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) обращает внимание на фразу «починивающих сети». Очевидно, это свидетельствовало о том, что братья были бедны и пользовались ветхой снастью. Тем более они должны были дорожить ею. Нужно отметить особое послушание «братьев Зеведеевых», ведь они находились под началом своего отца, слушались его. Им было сложнее исполнить волю свыше и последовать за Христом, однако, так же как прежде них Петр и Андрей, братья выбрали апостольский путь. В последствии их решение принесло богатый плод всему человечеству.

«И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф. 4:22). Святитель Иоанн Златоуст, разбирая фразу «оставив отца своего», приходит к выводу, что Зеведей, у которого сыновья были в подчинении, внутренне не откликнулся на призыв Господа и не уверовал в Него. Более того, он «не только не уверовал, но и противостоял добродетели и благочестию». Однако Божий Промысел призывает «обыкновенных» людей, в "избранность" которых зачастую не верили их близкие родственники, очевидно, по той причине, что иногда за образом «простого» человека иногда скрывается духовная высота, превышающая авторитет многих интеллектуалов.  В сердцах апостолов жила вера, таинственная сила, способная творить чудеса преображения души.

Нередко мы пленяемся красноречием и значимостью личности, интересуемся, идем за человеком. Но всегда ли красноречие — самый надежный ориентир? Известный учитель Церкви, блаженный  Иероним Стридонский отмечает, что в христианском учении главное — явление силы Божией. Именно явление Самого Бога душе каждого верующего и принятие Его  приводит ко спасению. Поэтому и «рыбари и некнижные посылаются на проповедь, чтобы мы не подумали, будто вера верующих происходит не от силы Божией, а от красноречивого и последовательного изложения учения».

«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). Апостолы, оставив все, пошли за Христом на проповедь. Позади остались сети и корабль, то, что раньше приносило доход и благополучие. Но Церковь никого не призывает оставлять имущество и работу с целью следования за Христом. Как многое в Евангелии аллегорично, так и здесь иносказание. Нередко карьера, любовь, забота о будущем превращаются в страсть и становятся сетью. «Смотри: если любишь деньги, Бога любить не можешь, — предупреждает подвижник XX в.  праведный Иоанн Кронштадтский, —  если любишь пищу и питье, то есть наслаждение ими, Бога любить не можешь. Бога люби всем сердцем; а все мирское считай за сор. «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8),  ибо иначе не приобрести».

По учению святых отцов, весь мир, не знающий Бога и порабощенный закону греха, устлан сетью. Кто, живя в мире, не запутается в них? Много примеров вокруг, да и каждый на своем опыте это знает! Но есть единственный способ не погрязнуть, — «оставить сети и следовать за Христом». Каждому человеку на всяком месте и в любом состоянии это по силам. Стремление к Богу, жизнь в Церкви, принятие Таинств и церковного учения исцеляет духовные немощи. Сети зла уже не вредят, и ты пленяешься другой сетью, другими рыбарями, влекущими в Царство надмирной свободы и нескончаемой радости. Церковь призывает сделать шаг за Христом каждого. Чем решительнее будет этот шаг, тем больший плод принесет человек Богу и ближнему.

Опубликовано в газете "Воскресение", № 6, 2020 г.


Назад к списку