В сердце человека, то есть, в его уме и сознании, постоянно рождаются мысли. Добрые, связанные с любовью к Богу и ближнему, нейтральные — вокруг житейских дел, и… злые, которые мешают жить и мучат совесть. Мысли приходят, приходят ко всем. Какую мысль отметаем, а какую принимаем, развиваем, — главный выбор человека, который имеет в его жизни огромное значение.
В Неделю (воскресный день) 6-ю по Пятидесятнице Церковь предлагает услышать евангельский отрывок о том, как добрые мысли и связанные с этим действия привлекают Благодать Божью, а «худые» помышления и недоброжелательство — осуждение Создателя. Условно этот рассказ можно было бы назвать «о вере расслабленного и неверии книжников» (Мф. 9:1-8).
«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 9:1). Только что Господь совершил одно из самых впечатляющих чудес, изгнав легион бесов из Гергесинских бесноватых (Мф. 8: 28-34). Являясь жилищем нечистых духов, бесноватые мучились, ведь нет ничего страшнее, когда собственные мысли и поступки не подчиняются тебе. Вот почему бесноватый «пал перед Ним» на колени, умоляя облегчить страдания (Лк. 8:28). Очевидно, даже одержимый нечистым духом человек способен проявить смирение и благоразумие, отчего Бог может помиловать его, облегчить болезнь. Но если злой дух не проявляет себя открыто? Если он постепенно вкрался в сердце и стал как бы частью существа? Переправившись из Гергесинской страны в Свой город (Капернаум), Господу предстояло столкнуться с другим видом беснования. Среди Его слушателей всегда были люди, которые следовали за Ним по пятам и «мыслили худое».
«И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). Известный духовный писатель и педагог, профессор Александр Васильевич Иванов (XX в.) отмечает, что исцеление расслабленного произошло не только (и, возможно, не столько) по его вере. В Евангелии прямо говорится — «видя Иисус веру их». То есть, друзья расслабленного сыграли, по крайней мере, весьма важную роль в его. Профессор Александр Иванов указывает на данный отрывок Священного Писания в доказательство того, «как взаимная любовь, родство или другие отношения между членами Церкви или одной великой семьи Человечества дают право на взаимное общение высших духовных дарований и на вменение действий одного лица другому».
Один из исследователей Священного Писания епископ Михаил Лузин (XIX в.) высказывает предположение, что больной «может быть, считал себя уже слишком великим грешником, так что не смел надеяться на милосердие к нему Спасителя». В словах, — «дерзай, чадо», — слышится ободрение, Господь вселяет в него надежду. Какие бы человек ни совершил грехи, но глубоко, искренне раскаялся в них (формальное покаяние, без боли и слез, не принесет плода), он будет прощен, нельзя отчаиваться. Как камень, брошенный в море, исчезает под гладью воды, так и грех, омытый слезами покаяния, покрывается милосердием Божьим. Но это не значит, что человек может грешить, намереваясь «когда-нибудь» покаяться. Грех – это повреждение человеческого естества, и возмездие за это неминуемо!
«При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует» (Мф. 9:3). В чем, по мнению книжников, состояло «богохульство»? Известный толкователь Священного Писания архиепископ Никифор (Феотокис) (XVIII в.) объясняет, что книжники считали, якобы Господь «похищал Себе власть Божию, творя Самого Себя Богом». На их взгляд, власть прощать грехи имел только Бог, причем в ветхозаветном богослужении это происходило путем принесения всесожжений и жертв. Здесь же прощение совершается одним словом, — по какому праву, за какие заслуги?! Могут ли вера человека, его покаяние, доброта, любовь быть жертвой Богу не менее ценной, чем кровь овец и быков? Книжникам было не понять этого по одной простой причине. Когда страсть, например, осуждение, овладевает душой, она вытесняет из сердца все доброе и возвышенное. Это может засвидетельствовать каждый, кому приходилось бороться с натиском страстей. Поверить в Спасителя, увидеть в Иисусе Сына Божьего было недоступно тем, кто подпал под власть «худых помышлений» о Нем.
«Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:4). Мысли приходят в сердце человека и уходят, либо… остаются. Зачастую мы не властны преградить им путь. Даже святые испытывали искушения, борясь с помыслами! Иногда кажется, — мы бессильны что-либо противопоставить движению мысли. Неужели нет выхода? По мнению святых отцов, помыслы приходят к человеку либо путем добра, посылаемые Ангелами света, на основании того добра, которое накоплено в сердце, либо — путем «естества», и, наконец, —подбрасываемые нечистым духом. Так как мыслительный процесс — самое важное явление в мире, то и борьба с помыслами — труд и искусство. Взращивая в сердце светлые помыслы и одновременно отвергая ростки нечистых помышлений, можно очищать ум от страстей.
«…Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9:5) Действительно, достаточно было Господу сказать: «Встань и ходи», чтобы чудо совершилось. Может быть, гнев некоторых фарисеев и книжников, которые присутствовали здесь с целью найти повод к очередному осуждению Господа, не получил бы пищи. Но Спаситель не совершал чудеса ради чудес. Каждое Его слово и дело имело целью — спасение людей. Грех зачастую делает человека несчастным, больным, духовно расслабленным. Праведный Иоанн Кронштадтский объясняет, что «Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело, …научает нас тому, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать».
«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6). Архиепископ Никифор (Феотокис) видит в исцелении расслабленного несомненное доказательство веры больного. «Сии слова дают нам знать, что расслабленный не токмо уверовал во Иисуса Христа, но и обратился от грехов своих». Это еще может послужить и образом преображения души, ее второго крещения, во время Таинства исповеди. Расслабленный символизирует человеческую душу, друзья, несущие его на руках — молитву священника. «Возьми постель твою, и иди в дом твой», — доказательство исцеления души от греха, после чего к человеку возвращается способность творить добро, двигаться далее путем добродетелей.
«И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9:78). Совершив подвиг покаяния и веры, расслабленный и его друзья показали пример народу. Видя доказательство веры, чудо преображения души, освобождение от греха, многие вокруг способны прославить Бога, а для кого-то это может стать первым шагом ко спасению. Покаяние — великая сила. Праведный Иоанн Кронштадтский призывал к покаянию, «ибо страсти плотские порабощают, оскверняют, удаляют душу от Бога и, в конце концов, часто доводят до погибели временной и вечной». Так произошло с теми книжниками, кто питал осуждение и, обвиняя Господа в богохульстве, сами в конечном счете стали предателями Бога. Церковь учит «не мыслить худое в сердцах». Добрые мысли, вера, любовь, покаяние, — это свет, приводящий душу «в дом свой», в Царство не от мира сего, будущее блаженство на Небесах.
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин