«Камень, который сделался главою угла» (Евангелие 13-е, о злых виноградарях)

Человеческому терпению рано или поздно приходит конец. Как переполненный шар или чаша, готовая опрокинуться, мы держим в себе недовольство и в один дождливый день дамба прорывается. Шар и чаша как бы освобождаются, эмоции выходят наружу. И затем все начинается сначала, до поры до времени.

Так устроена человеческая жизнь. А что мы можем дерзнуть сказать о долготерпении Божьем? Оно устроено иначе? Оно безгранично или конечно? Если конечно, то когда и почему оно заканчивается? Евангелие 13-й Недели (воскресного дня) по Пятидесятнице обычно называют «притчей о злых виноградарях» (Мф. 21:33-42). Возможно, это еще и учение о том, до каких пор простираются границы терпения – нашего и долготерпения Божьего.

«Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21:33). Притчи Господа — это часть вероучения, выраженная иносказательно, образно. Мысль передается сначала как бы завуалированно, а потом, когда загадка разгадана, остается ясное и четкое понимание того, что трудно выразить буквально. Известный толкователь Священного Писания, блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) объясняет: «ограда», «точило», «башня» и «виноградари» — это закон, жертвенник, храм и фарисеи с книжниками. Народу израильскому было дано все для служения Богу, и «отлучился Домовладыка Бог, когда перестал говорить с евреями в столпе облачном», то есть, предоставил их свободной воле, чтобы «плоды веры» приносились не вынужденно, а искренно, по любви.

 «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (Мф. 21:34-35). По замечанию исследователя Святого Евангелия профессора Александра Лопухина (XX в.), Господь в Своей притче буквально воспроизводит пророчество Исаии (VII в. до н. э.): «…И Он обнес его (виноградник) оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды» (Ис. 5:1-7). В полемике с фарисеями и книжниками Господь показывал народу, что формализм и выхолощенность внешнего исполнения Закона Божьего приводят к жестокости и отступлению от Бога. Виноградари, пользуясь благами вверенного им имущества, не почтили посланных Небесным Хозяином слуг. Участь всех пророков Израиля была одинаковой — неприятие и отвержение.

«Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же» (Мф. 21:36). Священное Писание, — материал не только для исследования истории. Читая Евангелие или Псалтирь, мы также учимся в повседневной жизни поступать по-Божьему, то есть, по Божественному Закону. Спрашивается, почему хозяин не пресекает неподчинение виноградарей на корню? Почему не приезжает со властью сам? Можно ли быть таким наивным, чтобы ожидать исправления от тех, кто «убили и побили камнями» его слуг? По закону века сего зло должно быть тотчас наказуемо, и это касается всех земных норм, включая законы человеческого общества. Поэтому и существуют прокуроры, суды, исправительные колонии. Но Господь смотрит глубже. Если у кого-то есть шанс исправиться до окончательного приговора, Он его дает. Может быть, среди виноградарей были те, кто мог покаяться и перейти из стана врагов Божьих в число друзей?

«Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего» (Мф. 21:37). Как видим, долготерпение Божие велико. Это не «неведение или заблуждение», якобы, неужели Господь не мог предвидеть конца? И не жестокость, якобы Сын подвергся опасности, которой можно было бы избежать, приди Он в силе и славе Небесного Отца. Говоря о Небесном, мы должны возвышаться над категориями века сего. В жизни семейной, земной, отец должен сделать все возможное, чтобы защитить своего сына, дать ему силу и власть преодолеть все сложности и опасности на пути взросления. Но кроме земных законов есть Закон Неба, и с точки зрения Неба не только Сын, но и виноградари, и каждый человек, в ком от рождения есть образ Божий, являются Его детьми. Сын Божий — это Сам Бог. Мы же — дети Бога, поклоняемого во образе Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Поэтому долготерпение Божье по отношению к нам и нашим грехам порой превышает все мыслимые границы и простирается до крайнего предела, как у отца к детям. Он приносит Единородного Сына в жертву, чтобы остальные, в ком образ Божий встречает сочувствие, могли спастись.

«Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21:38-39). Долготерпение Божие велико. Но бесконечно ли оно? Терпение есть ожидание. Ожидание того, что трудности закончатся, произойдет изменение и скорбь превратится в радость. С этой точки зрения терпение конечно по своей природе. В предельном смысле — человеческое терпение вознаграждается блаженством в будущей жизни, на небесах. Поэтому для христианина «нет предела терпению» (в образном смысле, потому что страдания все же заканчиваются здесь, на земле). Но это небесный закон, который не отменяет и земных законов, правил существования общества. Но вот, сын хозяина виноградника, который до крайнего предела ожидал исправления своих слуг, был убит. Принесена жертва, Жертва Христова за грехи людей, принесенная вне виноградника, вне видимого мира. И те, кто увидел ее величие и уверовал в Нее, исправляются и не возвращаются более к злым делам. Они могут спастись, и это уже зависит от свободной воли человека.

«Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:40-41).  Итак, Небесный Хозяин виноградника сделал все возможное для того, чтобы виноградари, которых Он тоже любит как Своих детей, как создание Свое, смогли покаяться и спастись. Закон мироздания, основанный на любви и свободе, не терпит дел против совести. Дружить со злом — все равно что играть с огнем, который погубит в конце концов. Жестокость ли это или немилосердие со стороны Бога, что «злодеи предаются злой смерти»? Давайте рассудим. После предельного долготерпения Любовь во всей Своей силе и власти вновь приходит в этот мир, во время ли Второго Пришествия Христова, либо в момент личного суда каждой человеческой души за гробом. Что произойдет с теми, кто до предела наполнил чашу долготерпения Божьего? Наказываются ли они кем-то или наказывают себя сами тем, что злоба и бесчеловечие не могут существовать рядом с Богом, Богом милосердия и любви? Как тень исчезает при свете, так уничтожается зло рядом с Творцом добра. Кто к чему привязал себя, кто чьим слугой стал в этой жизни, тот с тем о останется...

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф. 21:42). Краеугольный камень — камень, соединяющий две стены здания, в духовном плане, земное и небесное, а также несущий вертикальную составляющую дома, поддерживающий все мироздание. Таков Камень веры, Господь наш Иисус Христос. Чтобы быть верными Ему, нужно быть добрыми виноградарями в Его делах. Церковь, словами своего великого праведника святого Иоанна Кронштадского учит: «Доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, – будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода».

Преподаватель МинДУ

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", № 9, 2020


Назад к списку