Многим людям кажется, что вера в Бога предполагает отречение от благ видимого мира. Так ли это на самом деле? Переступив порог Церкви, человек действительно меняется. Он начинает больше думать о горнем мире, о вечном, и суета мира сего уже не захватывает так, как раньше. Но стоит ли пугаться перемен? Может быть, новая жизнь, в согласии с верой и совестью, станет более плодотворной, насыщенной, настоящей?
Евангельское чтение 23-й Недели (воскресного дня) по Пятидесятнице многое расставляет по местам, доказывает, что страх перемен зачастую оказывается необоснованным, если, конечно, не рискуешь потерять нажитое нечестным путем. В вере на первое место всегда ставится здравомыслие, настоящая вера, основанная на личном духовном опыте и изучении творений святых отцов, не «сводит с ума». Наоборот, вера нередко исцеляет недуги, в том числе и душевные. Это и произошло с «гадаринским бесноватым», героем повествования (Лк. 8:26-39).
«И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» (Лк. 8:26-27). Почему Бог попускает нечистому духу вселяться в людей? Почему бесы вообще имеют силу совершать пакости, если Господь победил диавола? Вопрос о болезнях, войнах, страданиях людей в этом мире не может не волновать ум думающего человека. Если Господь всесилен, почему всему этому не положен конец? Однако мы имеем дело не с волшебством и живем не в мире сказки. Вселенная устроена по незыблемым законам. Нарушив их однажды, человечество все более и более погружалось в грех, пока природа людей не сделалась слабой и уязвимой. Отсюда болезни, в том числе, душевные. Поэтому для спасения человека понадобилось не волшебство, а крестная смерть Сына Божьего. А дальше — утешение, возрождение и нередко чудеса исцеления верующим в Него.
«Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28). Мучением для бесноватого было само приближение ко Господу. Иногда кажется, что лучше избегать ситуаций, которые кажутся нужными, но их последствия могут вызвать неприятности. Например, посещение храма. Бывает и стоять тяжело, и спина болит, да и родные ревнуют, что начало воскресенья проводишь не с ними, а с незнакомыми людьми в храме. Но знаешь на опыте, что, пройдя через препятствия, обязательно получишь утешение. Награда может быть и в мелочах, и — в каких-то важных переменах: вот, стало светлее на душе или кто-то из родственников, видя пример, обратился к Богу. Известный толкователь Священного Писания, блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.) говорит: «Если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов».
«Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лк. 8:29). Характерно, что жители города были милосердны к бесноватому и старались «сберечь его». Возможно, когда-то бесноватый не был таков, и запомнились его добрые дела. Один из толкователей Святого Евангелия, профессор Александр Иванов, духовный писатель и педагог (XX в.), предлагает в страждущем герое повествования узнать… самого себя. «В чуде исцеления Гадаринского бесноватого можно видеть образ Божественного посещения Господом нашей души. Одно появление Его часто освобождает её от легиона страстей и от влияния злого духа».
«Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» (Лк. 8:30-32). Господь вступил в диалог с нечистым духом. Святые отцы учат поручать власть избавлять от искушения именно Господу, и никогда самим не дерзать вступать в опасную беседу. Злой дух коварен до крайности, и обмануть человека ему ничего не стоит. Почему же Господь послушал просьбу? Со злым помыслом ведь нельзя медлить! Но разговор происходил в присутствии учеников. Может быть, важно было показать тем, кто из сострадания мог посочувствовать бесам, изворотливость и коварство последних. Профессор Александр Иванов предполагает, что «они хотели истреблением стада Гадаринцев причинить досаду жителям и помешать проповеди Иисуса среди них».
«Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись» (Лк. 8:33-35). Стадо безвинных животных погибло, хотя их в любом случае выращивали на убой. Конечно, горожане взволновались. С одной стороны, их не могло не обрадовать исцеление бесноватого, которого они жалели, и с которым было столько проблем. Но думали ли они, что посещение Божье принесет новую проблему? Исследователь Священного Писания архиепископ Никифор Феотокис (XVIII в.) замечает, что гадаринцы либо сами ели, либо торговали мясом свиней, «почему за нарушение закона наказаны были потоплением свиней, и видя урон сей, "убояшася", да не будут чем наказаны и за другие свои беззакония».
«Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился» (Лк. 8:36-37). Таким образом, жители Гадаринской окрестности лишились имущества, нажитого, с точки зрения иудейского закона, нечестным путем. Свиньи считались нечистыми животными, непригодными в пищу. Почему? Возможно, их способ существования в непролазной грязи, а также всеядность, не шли в сравнение с травоядными волами и овцами. Однако Новый Завет заменил заповедь обрезания, например, — Таинством крещения, заповедь о чистой пище — Покаянием и связанными с ним молитвой и постом. Жители Гадаринской окрестности поступили прямо наоборот по сравнению с жителями Самарии, которые «просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня» (Ин. 4:40). Причиной был страх потерять что-либо еще, а ведь у них был шанс приобрести величайшую ценность — общение с Богом!
«Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:38-39). Но Господь не оставляет без надежды даже тех, кто отрекается от Него и изгоняет. Казалось бы, не жестоко ли отвергать просьбу благодарной души исцелившегося от беснования? На самом деле, Иисус не оттолкнул его, а поставил в ряд своих последователей, послал проповедовать, подобно апостолам. Любовь Спасителя шире нашего взора, наших просьб. Он хотел спасения и для гадаринцев, многие из которых, очевидно, обратились к вере в результате проповеди исцеленного.
Как видим, для исцеления души не всегда требуется «оставить все», отказаться от благ видимого мира. Монашеское призвание — удел не многих. А страх перемен зачастую оказывается тем препятствием, которое мешает человеку принять Бога в свое сердце. Если вера повлечет за собой отказ от нажитого нечестным путем, — чинов, принятых по тщеславию, роскоши за счет беды других, — в этом нет потери! Свобода души, ее здоровье важнее любых благ, потому что дарит внутреннюю гармонию, счастье общения с Богом и мир с ближними.
Андрей Ахметшин
Преподаватель МинДУ
Опубликовано: "Воскресение", № 10, 2020.